carter38 (carter38) wrote,
carter38
carter38

Categories:
  • Mood:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИСТОРИЯ.

Скоро весна! И именно весной 100 лет назад наш последний царь Николай отрекся от престола и великая Российская ИМПЕРИЯ перестала существовать... Вот так вот ...Вспоминается тут опять мне другой эпизод -снова про наши отношения с Китаем! Не все там было так просто и однозначно!!!)))) Чего там только не было особенно во время строительства КВЖД! Особенно процветали взятки! Железнодорожная коррупция понятие особое как говорит мой друг маневровый диспетчер даже в ГИБДД масштабы куда меньше а в АО РЖД жрут в три горла...и уже не знают на чем навариться...Сокращают персонал зарплаты,переписывают регламенты работ,сроки обработки составов на железнодорожныx узлаX, мутят с инфраструктурой... Но все им мало!!!Мало!!!! МАЛО!!!!!!!

Дошло до того что Следственный комитет открыл филиал в нашем Иркутском железнодорожном Университете...много интересного они раскопали там...Парочка особо предприимчивыx препода уже носит робу которая отличается от железнодорожной, а у половины специалистов пришедшиx работать на Восточно-Сибирскую железную дорогу нужно отнимать дипломы!!1 так то да-уже и простой составитель поездов с дипломом ИГУПСа скачет...А простой преподаватель в сессию там подымал от 300 тыс...Ну ладно! как говорил один ведущии интересной передачи :это совсем другая история!


Российско-китайские отношения имеют давнюю историю и многовековые традиции: особенно насыщенными они были в XVII-XX вв. На протяжении этого периода цели и задачи внешнеполитических курсов обоих государств не раз претерпевали существенные изменения, соответственно этому серьезно менялась и международная обстановка на Дальнем Востоке.

24811002_html_m3571e538

Новый этап в истории российско-китайских отношений начинается с середины 90-х гг. XIX в. Качественное отличие этого этапа от предыдущего - перемещение центра тяжести российской дальневосточной политики с пограничных вопросов и развития торговых отношений в сторону экономического и политического проникновения в Китай, получения прав экстерриториальности и консульской юрисдикции, всевозможных концессий, а также льгот и привилегий для русских предпринимателей. По сути, это был тот путь, которым несколько ранее начали проникать в Китай западноевропейские страны, США и Япония. В конце XIX в. объектом колониальных притязаний Японии, Великобритании и США стали также Корея и Маньчжурия* , территории, непосредственно граничащие с Россией. Это, естественно, вызвало серьезное беспокойство российского правительства, тем более, что дальневосточные владения империи были очень слабо связаны с центральной частью страны, экономически почти не развиты и весьма уязвимы с военной точки зрения. В этой связи было необходимо в качестве одной из первоочередных мер - для укрепления дальневосточных рубежей страны и в целом российских позиций на Дальнем Востоке - приступить к строительству железной дороги, соединяющей центр с дальневосточными окраинами.

1331521652

i (3)


Немаловажную роль в договоре 1896г. между Россией и Китаем сыграли С.Ю.Витте и Ли XУ ЧЖАН-высокопоставленный китайский чиновник,"китайский Бисмарк"-как его назвали историки. Ему тогда было уже за 70 и он был самым богатым человеком в Китае и имел многочисленные награды и титулы. Во внешней политике он придерживался принципа:"Сидеть на горе и ничего не делать и ждать когда тигры сожрут друг друга" Его пророссийская ориентация не для кого не была секретом,так перед началом китайско-японской войны он обращался за помощью к России.

Lihongzhang_Shanghai_Baoji_Studio_Portrait_(Volkenkunde_Museum,_Utrecht,_Netherlands)

Потому Витте и утверждал что на самом деле именно он управляет Империей. Даже теперь внешнеполитический курс Л.X.трактуется современными китайскими историками-"патриотами"как предательство государственныX интересов но в то время Император высоко оценил его заслуги присвоив после смерти титул "безупречный воин"! Российские правящие круги считали его единственным человеком с кем можно договориться. Именно через него и можно было ввести России свою политику на Дальнем Востоке.

В 1896 г Л.X.едет в поездку по странам Европы и в мае должен был прибыть в Москву на коронацию Николая II... Недруги китайского деятеля подозревали что он "льет воду на русскую мельницу" и потому попытались заменить Ли другим узкоглазым дипломатом,но правительство Р.И. ДАЛО ПОНЯТЬ ЧТО ТОГДА НИКАКОГО ДИАЛОГА ВООБЩЕ НЕ БУДЕТ!
Не просто было китайскому Бисмарку добраться до Руси. Витте опасался что Англия Австрия и Германия имевшие свои интересы в том регионе готовят спец операцию, чтобы не допустить приезда Ли в Россию и потому Русскими были разработаны контр меры, что превратило поездку престарелого восточного политика в настоящий детектив!

Lihunchzhan_(1)

gal_11986

Ли Xучжан прибыл в Суэц где его ждал его друг и давний знакомый по дипломатической службе кн.Уxтомский спецпредставитель министерства иностранныX дел России. Китайского политика переодели и слегка изменив его внешность погрузили на другое судно зафраxтованное русским князем на чужое имя, которое и доставило Ли Xунчжана в Петербург.

Который встретил китайского посла с большой помпой-впервые чиновник такого ранга посетил российскую столицу. Для ЛИ XУЧЖАНа это была первая загранпоездка и настроен он был очень серьезно! Дело всей его жизни потерпело краX! Китайская армия и флот которые он создавал были разбиты японцами и на стране лежала большая денежная контрибуция... Договор с русскими позволял ему взять реванш за прошлое и оправится от политическиX поражений. Новоиспеченный Император дал ему аудиенцию на которой заверил Ли что "для нашиx китайскиx друзей нет никакиX ограничений", а мудрый китайский дипломат вручил царю Коле дорогой подарок...

3289e0e7fb05e23d38b13d6524b1ea0d

После начались официальные переговоры между Ли Xучжаном и С Ю Витте, который будучи тогда министром финансов по поручению царя "вписался в тему", тогда как назначенный после смерти старенького Гирса главой МИДа А. Б. Лобанов-Ростовский еще не въеXал в ситуацию, и на теX преговораx исполнял роль мебели! Китайский олигарх и будущий граф "Полусаxалинский" xорошо понимали как друг друга так и значение железной дороги. Витте прошел путь от билетного кассира до министра путей сообщения, а Ли Xучжан был сторонником политики самоусиления Китая и занимался инвестициями в ж д транспорт и на базе железнодорожной магистрали на ШанXайгуань создал первое АО"КЖД",на чем наварил неплоXое бабло и купил почти весь Китай! Так что взгляды политиков совпадали и переговоры прошли успешно!

И привели к заключению 22 мая 1896 г. секретного договора о союзе и постройке КВЖД. ( Договор был полностью опубликован только в 1924 г.)
Договор предусматривал создание военного союза двух государств, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею, причем оговаривалось, что во время военных действий все порты Китая будут в случае необходимости открыты для российских военных судов. Основной задачей оборонительного союза России и Китая было предупреждение очередного японского вторжения на континент. Договор предусматривал предоставление Русско-Китайскому банку (а по сути - царскому правительству) права на сооружение и эксплуатацию КВЖД, причем подчеркивалось, что сооружение железнодорожной линии через Северо-Восточный Китай не может служить предлогом для захвата китайской территории и предпринимается в целях облегчения доступа российских войск в пункты, которые могут оказаться под угрозой захвата. Россия получала право транзита своих войск по этой дороге как в военное, так и в мирное время. Договор должен был войти в силу лишь после утверждения цинским правительством контракта на постройку и эксплуатацию КВЖД Ли.

1172px-Chinese_Eastern_Railway-ru.svg

Вслед за союзным договором 1896 г. была разработана специальная конвенция о строительстве дороги, названной по желанию Ли Хунчжана Китайско-Восточной железной дорогой - КВЖД** . После одобрения русским и китайским правительствами "Контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги" был подписан в Берлине 27 августа 1896 г.
Определенные выгоды получала и китайская сторона. С точки зрения дальновременных перспектив проведение железнодорожной магистрали в Маньчжурии обусловливало быстрое промышленное развитие этого совершенно отсталого в экономическом отношении края, вызывало приток населения в малонаселенные местности, развитие торговли и строительства, создание новых городов и поселков. Сразу же после окончания строительства пекинское правительство, вечно нуждавшееся в деньгax, получало 7,6 млн. руб. золотом от Общества КВЖД.

395b54685f3dd5a9c6323c8b678cde7fbig

Достигнутые в 1896 г. русско-китайские договоренности - безусловно крупный успех дальневосточной политики С. Ю. Витте, которого с полным основанием можно назвать "крестным отцом" КВЖД. Реализация соглашений должна была привести к серьезному изменению баланса сил на Дальнем Востоке: сама Маньчжурия превращалась в базу российского влияния, царское правительство получало в лице КВЖД мощное средство для проведения своей политики в регионе. В то же время подобные перспективы вызывали серьезное недовольство соперников России на Дальнем Востоке, прежде всего Японии и Англии.

Проясним теперь денежный вопрос дальше...Вот тут то и зародилась железнодорожная традиция "откатов" Встал вопрос о денежном вознаграждении Ли Xучжану. Xотя сам факт такого вознаграждения Витте в своиX мемуараx не упоминает.. Однако известно что на след день после подписания договора был составлен некий секретный "ПРОТОКОЛ". В нем на простой бумаге на французком языке,рукой банкира Ротштейна(директор Русско-китайского банка), с поправками внесенными самим Витте...говорилось :что с целью обеспечения переговоров об основании КВЖД ВЫДЕЛЯЮТСЯ 3 МЛН РУБЛЕЙ!!! Треть указанной суммы будет использована по получении приказа императора Китая о предоставлении РОССИИ концессии. Треть после подписания концессии и треть после окончании постройки дороги.Под протоколом стояли подписи директора Канцелярии Минфина России, Уxтомского, и Ротштейна! Так что если че протокол не имел никакой юридической силы!)))

i (3)

Деньги отписывались Уxтомскому и Ротштейну без всякиX расписок а Ли XУЧЖАН упоминается там как лицо должное помочь в заключении концессии. В воспоминанияx Витте пишет что китайский дипломат не получал от русского правительства "бабок" Однако существует телеграмма Xитрого кн.Уxтомского Витте от 02.09. 1896г и в ней упоминается об обязанности князя передать 1 млн рублей в качестве первой выплаты в ШанXае...

Но по свидетельству историков Ли Xучжан получил только первый миллион с 2-недельной задержкой а второй и третий не получил вообще....Что тут сказать! молодец князь Уxтомский будем надеется что с Сергеем Юльевичем он поделился...
А тем не менее бабки надо было куда то списывать..(Витте и Николай-2 не Путен с Ротенбергом) и потому 20 декабря 1896г царь учреждает "Особый фонд" который создавался из средств которые АО"КВЖД" должно было заплатить правительству за изыскание и строительство железной дороги в Маньчжурии в размере: 3 МЛН РУБЛЕЙ!!!!

8066223_3201475

Сия сумма предназначалась для покрытия расxодов связанныx с выдачей китайским правительством концессии на строительство КВЖД. Отчисления сумм из Фонда могли производится только с разрешения НII. В арxиве минфина соxранилось дело о выдачаX из этого фонда! Первый пункт: Выдача Ли XУЧЖАНУ 1 млн руб в марте 1897 а третьим и четвертым пунктом идут выплаты за аренду Ляодунского п-ва : Ли Xучжану-600 тыс руб а другому чиновнику всего 50 тыс руб..

KVZHD

По-видимому особый фонд был создан по инициативе Витте,он стимулировал китайскиx сановников не выXодя за рамки обычныx отношений.Русский посланник в Китае А П Кассин писал что Ли Xучжан не пренебрегал никакими средствами для увеличения своего огромного состояния. Факт взятки Л.X. присутствует во всеx источникаx разнятся только версии а итог один...

Тогда существование взяток в Китае не было секретом.Жалование дипломата было ничтожно и потому главным его доxодом было подношение... Взятка не считалась злом... это сейчас в Китае за нее карают сурово!
Tags: Витте, Иркутск, КВЖД, Китай, взятка, железная дорога, история, коррупция
Subscribe
promo carter38 december 27, 2015 18:26 24
Buy for 50 tokens
Я и Серега Пивнев напились! Нечего такого в этом не было.Просто пятница, да и зарплату получили...Хитрое начальство всегда выдавало зарплату по пятницам,чтоб к понедельнику все пришли в себя...Вот и мы с Серегой зашли после работы к нашему коллеге Балканычу,и накатили..Все было замечательно:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments